суббота, 9 апреля 2016 г.

9 апреля. Пост воспоминаний и слез

Привет-привет всем!
       Это трудный день:  много мыслей,   много воспоминаний и  много грусти он вмещает. Такие дни случаются дважды в год - 9 апреля и 24 ноября - в день рождения и в день смерти мамы. Её нет уже четвертый год, а горечь потери не уходит...


    Мама была третьей из пяти дочерей, родилась в 1940-м, перед войной, в селе Завязка  Сталинградской области. Она родилась в двойне, совсем махонькой и никто не верил, что она выживет, потому что братик-двойняшка Толик  был крупным и сильным. А в семь месяцев дети заболели чем-то инфекционным и Толик умер, а мама выжила. Дедушка воппринимал ее больше как сына,чем дочь. Она была быстрой, бесстрашной, легкой на подъем. В детстве и языком к трубе примораживалась и с велосипедом в речке тонула.
Мама - мелкий толстячок справа.

       Во время Сталинградской битвы мирные жители помогали солдатам как могли, и бабушка носила солдатам в окопы оладьи, блинчики. И дети, конечно с ней, с кем их оставишь. В один такой поход начался обстрел, а маленькая мама стала вылезать из окопа почему-то. От пули ее спас солдат, который просто стянул ее за пальтишко назад в укрытие. 
      Во 2-м классе мама заболела малярией и лечилась от нее целый год, потом ангинами... в общем, училась она плохо. Но очень хотела быть врачом и несколько раз поступала в медицинский институт, каждый раз безуспешно.
Это фото времен окончания школы.
      После школы ее позвала к себе старшая сестра, которой нужно было нянчить сынишку. Потом мама устроилась на завод, вышла замуж, родила меня и привезла с родины следующую сестренку, Галину - уже нянчить меня. Через 2 года школу окончила младшая, Нина, и вся семья переехала в Белгород, поближе к старшим дочерям.
Редкий кадр сбора большой семьи. Лето 1963-го, с. Киквидзе Волгоградской области.
Вверху: Юля (старшая дочь), дедушка Ваня и бабушка Ира (мамины родители, Вологины Иван Матвеевич и Ирина Михайловна), между ними Валентин - муж второй дочери Тамары, она следующая на снимке (в темном), дальше мама и папа, мама беременна мной.
Внизу по краям родители бабушки Водолазовы Анна и Михаил, в серединке: Нина - младшая дочь, Володя - сын Юлии, Галя - четвертая сестра мамы, Юра - сын Тамары и Валентина, мой двоюродный брат.
Разница между детьми была колоссальная Юля с 1930-го, Нина с 1952-го. Нину бабушка родила в 41 год.
Вот фотография той же встречи, где собрались все 5 сестёр. Мама на самом верху.

         Мама так и не получила высшего образования, хотя очень этого хотела и сильно стеснялась признаться, что она "неуч". Хотя, по сути, она была умнейшим человеком, очень решительным, с аналитическим умом и огромным организаторским талантом. Распределить работу и организовать 50-100 человек разом для нее никогда не было проблемой.

Мама много лет проработала в ВУЗе, начав с кастелянши в общежитии и доработав до директора студенческого городка, управляясь с двумястами подчиненными и двумя  тысячами студентов, живших в трех общежитиях. Она помогла выучиться стольким ребятам, что в каждом городе бывшего Советского союза есть люди, которые ее помнят.

У нас дома в компании студентов. мы с мамой слева (в контрастных платьях, сшитых мной)
         
          Её позитиву и жажде деятельности удивлялись многие, и мало кто знал об огромном букете ее хронических болезней, о почке, наполненной коралловидными камнями, ежесекундно причиняющими боль. Даже узнав, что у нее рак, она не захотела никому об этом рассказывать, кроме двух своих ближайших подруг. Он был вялотекущим, застарелым и узнали мы о нем, когда это была уже 4-я стадия с метастазами. Последние четыре года болезни, уже зная всё, мама провела в постоянном движении и делах, все время отвлекая себя от мыслей о неизбежном. Она помогала знакомым решать проблемы уже детей и внуков в институте.  Она съездила в Нижегородскую область, повидаться подругой, которую не видела лет 15. Мы свозили ее на родину, где она встретилась с двоюродным братом, с которым не виделась с 18 лет.
2010. Мы в Киквидзе возле дома маминой юности, из которого она уехала навсегда после школы.

Она перестраивала и перекраивала наш загородный участок до последнего. Уже зная о своем диагнозе, мама поддалась рекламе и купила в кредит  пылесос Кибри за более чем 100 000 руб. И на  мой недовольный вопрос, зачем она это сделала, прозвучал ответ: "Ты же понимаешь, что я не могу повесить этот кредит на тебя. Пока я плачУ его, я обязана жить"... Она выплатила его. С такой мотивацией я предложила ей взять в кредит машину, или еще чего подороже. Не сложилось... А пылесос это кошмарно неудобный и, конечно же, таких денег нисколько не стоит.
              Мама обладала мощнейшей харизмой и безграничной верой в людей. Переубедить её в чем-либо было практически невозможно. Весь опыт она приобретала на собственных синяках и душевных шрамах. При этом она очень точно и глубоко видела людей, могла с одного взгляда дать точную характеристику человеку.
              В октябре 2012 мама уже не вставала. Она не видела близкого конца и не верила в него я. все казалось, что просто схватило спину, хотя я  видела снимки съеденных раком костей и ребер. Мама рассказала мне свой последний сон. Надо сказать, что сны ее были удивительны и по сюжету и по наполненности деталями, хоть рассказы пиши. В этом сне первый ректор института, в котором мама проработала 36 лет, вручил ей диплом. И тогда я поняла, что это конец, Господь её отпускает. 24-го ноября ее не стало.
              Всем родным и отцу я вынуждена была сказать о ее диагнозе уже за два дня до смерти. Все эти 4 года нас поддерживали изо всех сил мои любимые подруги.
            Прислушалась к себе и поняла, что не хочу идти в церковь, ехать на кладбище... Мама, ты всегда в моем сердце!

Рассказы о жизни не обязательно должны быть веселыми, верно? 


10 комментариев:

  1. Леночка, милая, я, хотя и в другом городе, но рядом с тобой. Если можешь, то постарайся выплакаться сегодня, не держи в себе. Очень тебя понимаю, сама так отчаянно тоскую о папе.
    Милая, спасибо за рассказ о таком удивительном и чудесном человеке, как твоя мама.

    Вчера закончила читать Жили-были старик со старухой и поменяла своё отношения о посещении кладбища.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что поделилась...

    ОтветитьУдалить
  3. к сожалению эта боль не уйдет никогда,главное чтобы воспоминания были радостными и светлыми!

    ОтветитьУдалить
  4. Лена, страничка классная! Мне она не показалась грустной. Она спокойная и немного таинственная, что-то космическое видится мне в фоне.
    Читала с большим интересом и думала о том как схожи судьбы людей. А в конце все-таки всплакнула немного. Спасибо, что поделилась своей историей, своими эмоциями.

    ОтветитьУдалить
  5. Девочки, спасибо мои хорошие всем вместе и каждой в отдельности. Не волнуйтесь за меня, это светлая грусть. Она будет всегда, это ведь наша память.

    ОтветитьУдалить
  6. Очень приятно и трогательно..Земля пухом вашей светлой маме! А вам здоровья и вдохновения!

    ОтветитьУдалить
  7. Лена, спасибо. Тысячу раз спасибо за твой рассказ, эмоции и фотографии! Фух.. Пока читала, мысли, как белые мухи перед глазами возникали, а сейчас язык окостенел)).
    Знаешь, кто-то из моих учителей (не могу вспомнить) говорил: Есть умный человек (академически), а есть мудрый. Думаю, последнее важнее)).
    А как же я горжусь тем, что наша Волгоградская земля рождает таких стойких, принципиальных, мудрых, настоящих людей!!!!!
    Земля пухом! Читала с комом в горле и гордостью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, спасибо большое! Согласна, мудрость от образования не зависит. Кстати, бабушка моя была мудрейшим человеком, а окончила всего-то 7 классов. а какие перлы житейской мудрости извлекала... заслушаешься. Тая до сих пор реагирует, если вдруг я случайно вспомню и вверну в разговор.

      Удалить
  8. Я рада, что случайно набрела на вашу страничку о маме. Спасибо! За то, что, перекладывая на себя, учусь любви и мудрости. Царствие небесное маме, а вам - радости жизни !

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...